crmm.ru

История развития e-learning в России

Принято считать, что электронное обучение, как и ряд других технологических отраслей, в России развивается с отставанием от западных аналогов. Иногда приводится оценка этого отставания — обычно 5-7 лет, реже — 3-4 года. На практике развитие e-learning в России сочетает в себе две тенденции — замедленное внедрение (то самое «отставание») и опережающий рост технологических компетенций (исторически сложившаяся компетенция России в сфере информационных технологий).
«Ранними последователями» технологий электронного обучения в России в гражданской сфере были вузы, в частности МЭСИ, ИНЖЭКОН и некоторые другие. Первые отечественные разработки в сфере e-learning представляли собой иллюстрированные гипертекстовые HTML-учебники по вузовским дисциплинам, выпускаемые на дисках или размещаемые онлайн, — о появлении Flash-анимации тогда речи почти не шло.

Однако, помимо освоения новой сферы (на каком бы технологическом уровне это ни начиналось), ценно было то, что именно во внутренних подразделениях этих вузов сложились команды, которые впоследствии вышли на рынок e-learning в качестве провайдеров, менеджеров проектов и независимых консультантов. Позже эти люди сделали первые шаги в бизнесе электронного обучения.

Развитие электронного обучения в России до 2009 года

На первом этапе — приблизительно до 2005 года — внедрение e-learning в частных компаниях России опиралось на личную инициативу управленцев, видевших потенциал даже в эпоху низкого технологического уровня. К списку технологий добавился Flash, позволивший резко поднять интерактивные возможности курсов и удешевить производство по сравнению с версткой в HTML.

Популяризации электронного обучения в России также способствовали отраслевые выставки: eLearnExpo, дебютировавшая в 2004 году, привлекла к новой отрасли внимание руководителей отделов обучения крупных компаний и создала площадку для общения между провайдерами, заказчиками и технологическими компаниями сферы.

Между 2004 и 2008 годами отрасль стремительно развивалась: все больше компаний, в том числе среднего размера (а не только крупных), пробовали внедрить у себя систему обучения и разработать несколько целевых курсов для сотрудников. Для провайдеров это был период роста: формировались новые команды, недавние подрядчики выходили на рынок в качестве самостоятельных организаций, а менеджеры проектов переходили на работу в крупные компании как единственные на тот момент носители знания всего процесса внедрения электронного обучения.

Кризис 2008-2009 годов повлиял на отрасль смешанно. С рынка ушли компании, для которых e-learning был данью моды, а не реальной потребностью. Крупные компании нарастили заказы, видя в электронном обучении способ сэкономить средства на обучение своего многочисленного персонала. Ситуация провайдеров не пошатнулась — рынок не сократился, и основные игроки пережили эти годы в плюсе.

Современное состояние e-learning в России

Период после 2009 года стал для российских компаний эрой корпоративного обучения: e-learning начал органично встраиваться в существующие процессы обучения персонала крупных заказчиков, получив статус необходимого компонента подготовки персонала. Сформировались и получили распространение новые концепции смешанного (blended) и «умного» (smart) обучения, направленные на сочетание разных методов обучения для максимальной эффективности.

Почти в каждой крупной компании появилась разновидность корпоративного университета — специализированной структуры, занимающейся всесторонней подготовкой новых сотрудников и развитием компетенций уже действующих. Каждый такой университет не только использует электронные курсы в учебном процессе, но и формирует новые запросы к отрасли, активно влияя на направление развития электронного обучения в России.

Активное использование планшетных ПК, требования к «легковесности» и совместимости курсов, сокращение объемов учебных материалов и модульность — это именно практические требования заказчиков, а не спонтанные предложения провайдеров, как это бывало в прошлом.

Перспективы развития электронного обучения

E-learning уникален тем, что является «всегда применимой отраслью»: индустрия имеет потенциал роста как в «спокойные» годы в экономике, когда компании испытывают потребность в обучении новых кадров при расширении бизнеса, так и в кризисные периоды, когда необходимо решать задачи обучения в условиях сокращенных бюджетов.

Если провайдеры и технологические компании продолжат предлагать действенные решения для обучения персонала и сохранять ценовые преимущества относительно других форм обучения, рынок воспримет это и отрасль будет продолжать развиваться.

Поэтому, пока электронное обучение не изменяет себе и остается эффективным и экономичным способом подготовки персонала, развиваясь вместе с уровнем технологий и потребностями заказчиков, за перспективы развития e-learning в России можно быть спокойным.