Информационная безопасность в Biocad Специфика защиты информации — разная степень вовлеченности сотрудников. С одной стороны, есть отделы и специалисты, для которых это суть работы. С другой стороны, обеспечивать безопасность данных — часть работы каждого сотрудника. «Биокад» обратился к нам, чтобы разработать курс для сотрудников, не являющихся специалистами по информационной безопасности (ИБ). Такой курс должен решить несколько задач: Чтобы курс был эффективен, нужно учесть условия обучения: степень подготовки и мотивации аудитории, условия прохождения, связь с ежедневной рабочей практикой. Мы определили условия следующим образом: Задача метафоры — создать контекст и ожидания аудитории. Когда эта задача выполняется, сотрудники внимательно изучают курс и понимают, как новые знания помогут им в работе. Тема ИБ сложная, и сильно упрощать материалы мы не могли. В таких условиях от сотрудников требуется больше сил на обучение, и подобрать подходящую метафору очень важно. Герои курса часто обращаются к пользователю, вовлекая его в диалог. Метафора работает тем лучше, чем теснее она связана с учебным контентом, и мы предусмотрели это при ее разработке: В ходе курса сотрудник рассматривает разные версии происшествий, благодаря чему знакомится со всеми доступными инструментами и связанными с ними рисками. В курсе три ключевых тематических блока. Каждый из них подается как отдельный кейс, в котором расследователи должны разрешить или предотвратить кризисную ситуацию. Сюжеты кейсов схожи с крупными событиями в сфере ИБ: масштабной вирусной атакой или попаданием базы данных мобильных номеров к мошенникам. Так сюжеты еще больше приближаются к жизни и рабочей практике: пользователь сопоставляет события курса с тем, что он знает о подобных ситуациях по новостным сводкам. Герои противодействуют угрозам вне компании, но также расследуют нарушения, допущенные сотрудниками. Так пользователь видит примеры того, какие ошибки может совершить он сам и к каким последствиям они приведут. Эпизодическими персонажами выступают сотрудники — неспециалисты в ИБ, как и пользователь. Сюжет кейса и набор тем внутри блока тесно связаны. Каждая тема рассматривается как отдельный этап расследования. Пользователь знакомится с вариантами допустимого и недопустимого поведения, а также учится выявлять признаки нарушений. В ходе этапа расследования герои подробно освещают тему, вовлекают пользователя в принятие решения и делают вывод, логично ведущий к следующему этапу и следующей теме. Так материал подается связно и последовательно. Пользователь при этом воспринимает не просто набор правил, а их систему, взаимосвязи и отношения. Сотруднику недостаточно выучить правила. Чтобы руководствоваться ими в работе, он должен соотнести нормы с конкретными рабочими ситуациями. Поэтому практику в курсе, как и общий сюжет, мы построили по кейсовому принципу: дается описание случая, и пользователь решает, как отреагировать на него. Кейсовые ситуации различаются по масштабу. Это определяется тем, какие именно знания проверяет кейс. Например, тема и этап расследования посвящены определенной категории данных. В задании на этом этапе пользователь определяет, относятся ли те или иные данные к этой категории. Так проверяются его знания по отдельной теме. С другой стороны, в конце тематического блока он должен воспользоваться всем, что изучил: только так он сможет выявить нарушителя или справиться с кризисом. Пользователь изучает истории подозреваемых. У них разные обстоятельства участия в нарушении, поэтому для правильного вывода требуется хорошее знание всех материалов курса. Подход, который мы выбрали при разработке курса, потребовал тонкой настройки каждого слайда. Мы выбрали динамичную композицию с разнообразной формой и пропорциями панелей комикса. Кроме того, нужно было проследить за тем, чтобы все герои и их реплики помещались на экране и хорошо считывались. Поэтому использовать традиционные направляющие или модульную сетку мы не могли. Визуальная часть в целом играет важную роль в восприятии курса, поскольку подача строится на репликах героев и картинах событий, которые пользователь наблюдает. Каждого героя из команды расследователей мы изобразили несколько раз: в разном контексте, с разными выражениями лица и жестами. Кроме того, у каждого кейса свой набор помещений, в которых разворачиваются действия. Эпизодические персонажи и локации уникальны: посетитель и фойе появляются только один раз. Для разработки курса мы использовали Articulate Storyline 360. Мы выбрали этот инструмент по двум причинам: Формат курса и подача материала, которые мы выбрали, позволили нам эффективно решить задачи обучения: Информационная безопасность — сложная и при этом критически важная сторона деятельности компании. При обучении нужно выдерживать баланс между сложностью материала и тем, сколько сил потратит сотрудник на его изучение. Но это возможно, если правильно подобрать метафору и сделать пользователя не зрителем, а участником событий курса. Biocad «Информационная безопасность»
Делать свое дело хорошо — значит не только добиваться результата, но и не нарушать правила. Иначе велик риск нанести компании вред. Но правила соблюдаются только тогда, когда сотрудники хорошо их знают и относятся к ним как к неотъемлемой части работы. Это редко происходит само собой. Обычно, чтобы достичь результата, нужно обучать сотрудников целенаправленно.
Чем больше сотрудники работают с данными, сохраняют или передают их, тем большую роль в корпоративных правилах играет защита информации. Задача
Решение
Методика и метафора
Мы остановились на стилизации курса под детектив в стиле нуар. Сотрудник-пользователь включается в команду расследователей, чтобы выявить и предотвратить нарушения ИБ. Курс оформлен как графический роман, и вся информация подается как реплики героев или вставки-пояснения. Структура и сюжет
Практика
Реализация
Результат