Вы только что прочли девиз Канбан-метода, который призывает получать результат, а не просто быть в процессе. Канбан — это метод организации, повышающий эффективность команды. Он применяется во многих компаниях, в том числе и в СберБанке. Мы помогли разработать для сотрудников Сбера учебный курс, посвященный этому методу. Курс «Основы Канбан» обучил пользователей: ПАО Сбербанк обратился к нам с запросом на разработку специального курса для сотрудников различного уровня, вовлеченных в Agile-трансформацию (скрам-мастеры, владельцы продукта, участники команд). Новый курс планировался по основам Канбан-метода. Мы работали с готовым сценарием заказчика, который адаптировали под механики и интерактивы курса. Факторы, которые мы учитывали: По желанию заказчика мы преподнесли информацию в виде текстовых слайдов и обучающих видеороликов. Текст лучше всего подходит, чтобы описать абстракции: принципы и понятия метода. А видео позволяет максимально наглядно представить реализацию: как именно применять метод и какие действия для этого нужны. Для легкости восприятия в курсе сделана визуализация в стиле комикса, и используется сюжетная история. Сторителлинг делает курс живым и эмоциональным. С ним пользователю легче усвоить учебную информацию, потому что она встраивается в сюжет. Для большей эмоциональной вовлеченности мы вместе с вербальными средствами общения использовали и невербальные. Так у сотрудников на картинке меняются выражения лиц, пользователь это замечает и внимательнее следит за сюжетом, а вместе с этим и за учебным материалом. Пример слайда с теорией. Пример вступительного слайда к упражнению. Канбан-метод помогает визуализировать работу. Отслеживание и контроль этапов работы становятся наглядными и понятными всей команде. Для этого используются карточки, которые закрепляются на доске. Пример начального планирования задач. Пример продвинутого планирования задач. Часть теории мы подали в коротких видеороликах, которые оформлены в стилистике курса. Для пользователя ролики являются привлекательным форматом, они лучше запоминаются и помогают быстро и информативно донести мысль. Смена формата, движение видеоряда и закадровый голос делают курс легким и динамичным. Для лучшего запоминания образов наши дизайнеры использовали понятные аудитории метафоры: производственный конвейер, блоки тетриса и другие. Скриншот из видео «Карточки задач». Скриншот из видео «WIP-лимиты. Часть 1». В курсе есть упражнения, при выполнении которых пользователь одновременно: Механика Drag-and-drop максимально соответствует тематике курса. Задания получились встроенными в обучающий контекст за счет имитации реальных действий на доске. Скриншот_1. Упражнение в механике Drag-and-drop. Скриншот_2. Упражнение в механике Drag-and-drop. Чтобы сохранить интерес пользователя, мы применили технические решения и визуальные фишки. Интерактивные элементы призывают пользователя к действию и переключают его в активное состояние. Пример интерактивного слайда. Для удобства навигации мы сделали два прогресс-бара — шкалу и батарейку. Шкала показывает, где пользователь находится внутри раздела, а батарейка — общий прогресс по курсу. Оба бара размещены внизу экрана. Так пользователь не теряет тему раздела и видит результат. Пользователь видит шкалу прогресса, название раздела и батарейку с процентным показателем прохождения. Вместе с командой заказчика мы сделали понятный и привлекательный курс — перевели теорию на дружелюбный язык, использовали сюжетную историю, разные формы подачи материала и постарались по максимуму взаимодействовать с пользователем. Наш курс помог командам освоить базовые принципы Канбан-метода и начать применять его в работе. Так команды получили дополнительный инструмент управления, смогли определить проблемы в текущем планировании и перестроить работу с большей эффективностью. КУ Сбер «Основы Канбан»
Основы Канбан: как перестать начинать и начинать заканчивать
Заказчик
Как решили задачу
Сюжетная история (сторителлинг)
Герой курса — сотрудник Сергей. Он постигает основы Канбан-метода вместе с коллегами и знакомится с командой, которая работает по этому методу. Сергей — главный собеседник для пользователя, он постоянно вовлекает его в диалоги, обращается с вопросами.
Agile-коуч дает определение Канбан-метода Сергею и остальным сотрудникам.
Диалог между героями используется как элемент взаимодействия с учащимся. Симулятор рабочего процесса
Показаны основные этапы («Бэклог», «В работе», «Готово»), по которым двигаются задачи.
Добавлены явные правила — точки принятия и отдачи обязательств. Обучающие видеоролики
Производственный конвейер используется как метафора к фазам интеллектуального труда.
Тетрис — метафора ограниченности ресурсов команды. Упражнения
Тема «Как работать с Канбан-доской».
Пользователь размещает на доске синие карточки в правильном порядке.
Тема «Как работать с Канбан-доской».
Получение обратной связи и закрепление темы. Интерактивные слайды
Пользователь нажимает на элемент таблицы, чтобы прочесть характеристику. Шкала прогресса
Итоги