Skip links

КУ Сбер «Основы Канбан»

Основы Канбан: как перестать начинать и начинать заканчивать

Вы только что прочли девиз Канбан-метода, который призывает получать результат, а не просто быть в процессе. Канбан — это метод организации, повышающий эффективность команды. Он применяется во многих компаниях, в том числе и в СберБанке. Мы помогли разработать для сотрудников Сбера учебный курс, посвященный этому методу.

Курс «Основы Канбан» обучил пользователей:

  • Находить оптимальный темп работы
  • Выявлять ограничения
  • Управлять изменениями рабочего процесса

Заказчик

ПАО Сбербанк обратился к нам с запросом на разработку специального курса для сотрудников различного уровня, вовлеченных в Agile-трансформацию (скрам-мастеры, владельцы продукта, участники команд).

Новый курс планировался по основам Канбан-метода. Мы работали с готовым сценарием заказчика, который адаптировали под механики и интерактивы курса.

Факторы, которые мы учитывали:

  • Легкую подачу материала, потому что курс скорее рекомендуемый, а не из серии «обязателен к прохождению»
  • Динамичный характер взаимодействия: мы не просто изложили теорию и проверили усвоение, а взаимодействовали с пользователем в разных форматах

Как решили задачу

По желанию заказчика мы преподнесли информацию в виде текстовых слайдов и обучающих видеороликов. Текст лучше всего подходит, чтобы описать абстракции: принципы и понятия метода. А видео позволяет максимально наглядно представить реализацию: как именно применять метод и какие действия для этого нужны.

Для легкости восприятия в курсе сделана визуализация в стиле комикса, и используется сюжетная история.

Сюжетная история (сторителлинг)

Сторителлинг делает курс живым и эмоциональным. С ним пользователю легче усвоить учебную информацию, потому что она встраивается в сюжет.
Герой курса — сотрудник Сергей. Он постигает основы Канбан-метода вместе с коллегами и знакомится с командой, которая работает по этому методу. Сергей — главный собеседник для пользователя, он постоянно вовлекает его в диалоги, обращается с вопросами.

Для большей эмоциональной вовлеченности мы вместе с вербальными средствами общения использовали и невербальные. Так у сотрудников на картинке меняются выражения лиц, пользователь это замечает и внимательнее следит за сюжетом, а вместе с этим и за учебным материалом.

Пример слайда с теорией.
Agile-коуч дает определение Канбан-метода Сергею и остальным сотрудникам.

Пример вступительного слайда к упражнению.
Диалог между героями используется как элемент взаимодействия с учащимся.

Симулятор рабочего процесса

Канбан-метод помогает визуализировать работу. Отслеживание и контроль этапов работы становятся наглядными и понятными всей команде. Для этого используются карточки, которые закрепляются на доске.

Пример начального планирования задач.
Показаны основные этапы («Бэклог», «В работе», «Готово»), по которым двигаются задачи.

Пример продвинутого планирования задач.
Добавлены явные правила — точки принятия и отдачи обязательств.

Обучающие видеоролики

Часть теории мы подали в коротких видеороликах, которые оформлены в стилистике курса. Для пользователя ролики являются привлекательным форматом, они лучше запоминаются и помогают быстро и информативно донести мысль.

Смена формата, движение видеоряда и закадровый голос делают курс легким и динамичным.

Для лучшего запоминания образов наши дизайнеры использовали понятные аудитории метафоры: производственный конвейер, блоки тетриса и другие.

Скриншот из видео «Карточки задач».
Производственный конвейер используется как метафора к фазам интеллектуального труда.

Скриншот из видео «WIP-лимиты. Часть 1».
Тетрис — метафора ограниченности ресурсов команды.

Упражнения

В курсе есть упражнения, при выполнении которых пользователь одновременно:

  • Проверяет знания по теме
  • Отрабатывает практику

Механика Drag-and-drop максимально соответствует тематике курса. Задания получились встроенными в обучающий контекст за счет имитации реальных действий на доске.

Скриншот_1. Упражнение в механике Drag-and-drop.
Тема «Как работать с Канбан-доской».
Пользователь размещает на доске синие карточки в правильном порядке.

Скриншот_2. Упражнение в механике Drag-and-drop.
Тема «Как работать с Канбан-доской».
Получение обратной связи и закрепление темы.

Интерактивные слайды

Чтобы сохранить интерес пользователя, мы применили технические решения и визуальные фишки. Интерактивные элементы призывают пользователя к действию и переключают его в активное состояние.

Пример интерактивного слайда.
Пользователь нажимает на элемент таблицы, чтобы прочесть характеристику.

Шкала прогресса

Для удобства навигации мы сделали два прогресс-бара — шкалу и батарейку. Шкала показывает, где пользователь находится внутри раздела, а батарейка — общий прогресс по курсу. Оба бара размещены внизу экрана. Так пользователь не теряет тему раздела и видит результат.

Пользователь видит шкалу прогресса, название раздела и батарейку с процентным показателем прохождения.

Итоги

Вместе с командой заказчика мы сделали понятный и привлекательный курс — перевели теорию на дружелюбный язык, использовали сюжетную историю, разные формы подачи материала и постарались по максимуму взаимодействовать с пользователем.

Наш курс помог командам освоить базовые принципы Канбан-метода и начать применять его в работе. Так команды получили дополнительный инструмент управления, смогли определить проблемы в текущем планировании и перестроить работу с большей эффективностью.

Заказчик:
ПАО Сбербанк
Категории:
Кейсовое обучение и симуляции Интерактивные и учебные видео Уникальные сюжетные курсы Курсы обязательного обучения Тренажеры по программным продуктам Курсы по стандартам и процессам Welcome и Induction курсы Продуктовые курсы
В портфолио
Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта.