Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» — один из ведущих производителей энергоресурсов на мировом рынке. Строит свою деятельность на основе эффективного, надежного и безопасного производства, ответственного отношения к социальным и экологическим проблемам. Тезис компании: «Мы убеждены, что ключевыми принципами работы коллектива должны быть: доверие, открытость, профессионализм, командный дух и гордость за свое дело». Ценности компании и базовые положения, отраженные в стандартах и руководствах «Сахалин Энерджи»: кодекс деловой этики, процедура урегулирования конфликта интересов, процедура соблюдения законодательства в области противодействия взяточничеству и коррупции, должны лежать в основе данного обучающего курса. Создать у сотрудников компании единообразное понимание позиции компании в отношении кодекса деловой этики, процедуры в отношении конфликта интересов, процедуры по соблюдению законодательства в области противодействия взяточничеству и коррупции, а также в отношении приверженности высоким этическим стандартам компании. Сотрудники компании. Электронный курс должен быть самостоятельной линейной программой обучения, поскольку предполагается как обязательный тренинг для всех сотрудников компании, покрывающий основные требования в части деловой этики, противодействия взяточничеству, коррупции и конфликту интересов. Необходимо учесть строгую тематику и направление компании в выборе стиля дизайна. Сделать упор на освоение практических навыков через кейсы, разбор ситуаций и решение ситуативных задач, связанных с этико-правовым выбором в условиях рабочего процесса. Изучение и усвоение теории, нормативно-правовых регламентов, процессов и процедур, связанных с понятиями деловой этики и конфликта интересов: Был выбран формат интерактивного слайдового курса, в котором теория встроена в ситуативные кейсы, упражнения и тесты, поскольку именно такой подход к использованию интерактивных элементов решает следующие задачи: Курс состоит из трех разделов с модулями тем. Вводный слайд, на котором представлен курс. Благодаря продуманному меню курса и страничке помощи пользователь легко ориентируется в темах материала. Навигация по курсу выполнена в виде выпадающих списков с подсказками, она проста и интуитивно понятна. На любом этапе курса с помощью верхней планки меню курса можно вызвать выпадающие списки с содержанием курса и раздела. Или как, например, в разделе меню «процедуры» открывается второй уровень меню с ссылками на процедурные нормативные документы, в которые можно перейти для самостоятельного изучения. В каждом разделе курса перед тестированием для удобства пользователя вставлены иллюстрации, напоминающие об этом. При входе в электронный курс пользователю дается четко сформулированная информация о цели курса, задачах в достижении этой цели, проблематике и направлениях курса и об обязательном тестировании. Каждый из двух последующих разделов курса также содержит вводную страницу с содержанием и описанием раздела. Чтобы избежать скучного раздела содержания, его поместили в иллюстрированные карточки. В основном весь теоретический материал разделов курса встроен в форму практических упражнений, ситуационных кейсов, блиц-опросов, тестов. Методологически курс представляет собой анимированный интерактивный контент с элементами сторителлинга и различных форм интеллектуального взаимодействия с пользователем. В курсе ввиду специфики темы встречаются сложные определения и понятия, но благодаря внятной лексике все перечисленные элементы служат инструментами вовлечения. В курсе присутствует множество персонажей в ситуациях, характерных для проблематики. Целостность курса достигается благодаря сторителлингу, проработанным методологии и логики курса. Присутствуют понятная тематическая линия и четкий итог в завершении; посыл и смысловое наполнение предельно внятны. Заказчик подчеркивал, что в курсе должно присутствовать некоторое количество нестандартных решений, которые сочетались бы с тематикой, поэтому в оформлении использована стилистика комикса со сложными иллюстрациями и иллюстрациями средней сложности, строгими контрастными цветами и единичными яркими акцентами. Делая акцент на прорисовке иллюстраций, дизайнеры сделали все элементы интерфейса (плоские иконки, линейные простые кнопки и тому подобное) строгими и лаконичными, чтобы избежать визуальной перегруженности. Простые плоские линейные иконки. Элементы интерфейса строгие и лаконичные. В каждом разделе предусмотрены промежуточные тесты разных форматов. Их нужно обязательно решить, чтобы перейти на следующий уровень. Всего для участников придумали 4 вида проверочных заданий: блиц-тесты, упражнения, ситуативные кейсовые задания, итоговый тест по разделу. Непосредственно в модули вставлены короткие тесты на 2–3 вопроса. Они помогают лучше усвоить одну небольшую тему в теле раздела. Блиц-тесты — самый простой способ проверки знаний. Для отработки более сложных тем разработали упражнения на поведенческие реакции и этико-правовые решения в той или иной ситуации. Упражнение на закрепление с механикой перетаскивания. В этом упражнении, например, нужно правильно обозначить поведенческие решения в определенных ситуациях. Сотрудник получает знания и в рамках обратной связи, если ошибается, так как в фидбэки включены разъяснения. Чтобы максимально погрузиться в тему и решить задачу на отработку практических навыков, в курс включено максимальное количество кейсовых заданий, моделирующих различные рабочие ситуации, разбираясь в которых, пользователю нужно самостоятельно принимать ответственные решения. В подобных кейсах эффективнее всего отрабатываются аналитические и практические навыки, а также достигается высокий уровень усвоения учебного материала сложного уровня, поскольку в подобных заданиях нужно не просто понять теоретический материал, но и вникнуть в ситуацию для подбора решений или действий, наиболее эффективно устраняющих проблему. Некоторые из кейсов построены в виде тестов-диалогов с постепенным развитием, в результате которых вырабатывается верное решение. На протяжении кейса даются фидбэки с экспертными комментариями. Если пользователь выбирает неверный вариант, даются фидбэки с объяснениями, почему именно в этой ситуации лучше принять другое решение. Каждый раздел заканчивается итоговым тестом и выводами к разделу. При успешном завершении курса пользователь знакомится с итоговыми выводами и может получить сертификат о прохождении курса, что является дополнительной мотивацией психологически закрепленного итога. Менеджер проекта: Курс «Основы деловой этики и конфликт интересов» — пример интересной и эмоционально понятной подачи весьма сложного материала. Нам удалось этого добиться благодаря слаженной работе команды и качественным материалам заказчика. Учитывая работу над двуязычной версией этого курса, думаю, мы по праву можем считать его одним из самых интересных наших продуктов. Дизайнер: Мы работали с конкретными задачами: не перегружать учащихся визуально, использовать в прорисовках сдержанные тона с небольшими акцентными вставками. Опорой концепции стал запрос на качественную прорисовку персонажей и серьезность тематики. В результате остановились на решении использовать элементы эклектики — смешение ретро и модерна. Подобный подход отлично подходит для наших персонажей: интересных, но не броских, строгих с разными проявлениями эмоций. Также в этом курсе мы постарались не усложнять элементы интерфейса, чтобы, во-первых, не отвлекать ими пользователя, поскольку материал, несмотря на простое изложение, довольно сложный, во-вторых, учитывая прорисовку курса в стиле комикса, мы избегали визуальной перегруженности. Методолог: С создания персонажей формировалась концепция курса. Мы оттолкнулись от решения комикс-версии и инсталлировали весь теоретический материал в конкретные короткие истории, плавно переходящие одна в другую. Пользователь может ассоциировать себя с героями и пользоваться их опытом в реальных рабочих ситуациях. Курс интерактивный и простой в восприятии, несмотря на сложный материал этико-правового характера. Динамика сторителлинга создает и удерживает внимание пользователя. Разработчик: Чтобы курс не был сложным и скучным, мы постарались разнообразить его с помощью интересных и нестандартных испытаний. В этом заключалась основная задача, чтобы для создания интереса у пользователя составить простые и понятные в управлении механики упражнений. Заказчику было важно найти такой подход, чтобы сотрудники качественно усвоили весь массив информации и не скучали в процессе. Истории, которые погружают в реальные тематические ситуации. Сахалин Энерджи «Антикоррупционная политика»
Тема курса:
Основы деловой этики и конфликт интересов
Заказчик:
Запрос заказчика:
Цель курса:
Аудитория курса:
Особые пожелания заказчика:
Продолжительность курса — 1.5–2 часа. Основная идея курса:
Ожидаемый результат:
Задачи курса
Как решили задачи
(методика, форматы, инструменты) Формат
Сюжет и структура
Основными структурными элементами электронного курса являются разделы 2 и 3, представляющие тематические учебные модули. Раздел 1 носит информационно-вводный характер: название курса, знакомство с навигацией, описание курса, приветствие исполнительного директора компании, обзорный экскурс в суть вопроса. Дизайн
Упражнения и тесты
Блиц-тесты
Упражнения
Кейсы
Итоговый тест
Итоговый слайд
Процесс (уникальный кейс).
Фидбэк команды
Подобная методика помогает осмыслить, усвоить и закрепить в памяти сложные инструменты стандартов и требований этико-правовых норм компании. Результаты
Совместными усилиями мы решили эту задачу: придумали подходящий формат, интересный дизайн, эффективные методы качественного усвоения сложного материала, возможность получить фидбэк с личными результатами пользователя, финальные выводы и советы. Фишки курса
Четыре вида интерактивных заданий с подробными разборами ситуаций со встроенной теорией и способами тех или иных решений в условиях ситуативного разветвления каждой их них делают прохождение курса интересным и интерактивным.
В каждом кейсе создали мини-версию развития событий в зависимости от выбора действия пользователя.
Поскольку курс имеет версию на английском языке, особое внимание уделено качеству перевода разговорной лексики.